Стройка Кузбасс

Новокузнецкие депутаты превратили доступное жилье в миф

  • 29.08.2013 Дата
  • 0.0 Рейтинг
  • 2214 Просмотров


Критерий доступности социального жилья в городе медленно, но верно уходит в прошлое. Сегодня реализация бюджетных квартир почти встала. Причина – резкое повышение себестоимости «социалки» для застройщиков, что произошло вовсе не по законам рыночной экономики

Упрекать строителей в недальновидности язык не поворачивается, поскольку нынешнее развитие событий они предсказывали еще год назад, причем неоднократно, но услышаны не были. Каковы причины создавшейся ситуации и почему с течением времени она только обострилась?

Каковы перспективы ее благополучного разрешения? На эти и другие вопросы отвечает управляющий директор ООО «Новокузнецкий домостроительный комбинат» им. А.В. Косилова Павел ПАНОВ.

- Павел Васильевич, насколько создавшаяся ситуация близка к критической?
- Мы не вправе допустить, чтобы она дошла до критического состояния. Это наш долг, если хотите. Да, мы работаем в условиях рынка, но мы еще и выполняем задачи правительства РФ, области, города, и просто обязаны своевременно реагировать на объективную ситуацию, сложившуюся в сфере жилищного строительства.

- «Задачи правительства РФ»… Не громко сказано?
- Отнюдь. В этой связи я бы даже уточнил, что в мае 2012-го президент РФ подписал Указ «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильём и повышению качества жилищно-коммунальных услуг», в котором поручил правительству РФ обеспечить, в частности, снижение стоимости одного квадратного метра жилья на
20 процентов.

- И все это время вы шли в русле правительственных решений?
- Безусловно. Цену на социальное жилье нам устанавливает министерство регионального развития РФ своим приказом №47 от 15.02.11, от которого нельзя отступить ни на йоту. На первое полугодие 2013-го стоимость одного квадратного метра определена в 29600 рублей.

- Соотношение вводимого НДСК коммерческого и социального жилья можете озвучить?
- От общего объема жилья социальное составляет в среднем процентов 70. В год НДСК выделяет бюджету до тысячи квартир. Если быть точным, то за первые 7 месяцев текущего года от общего количества построенных 788 квартир передаем муниципалитету 514 социальных, общей площадью около 30000 квадратных метров. Их новоселами в скором времени станут жильцы аварийных домов; дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; граждане, имеющие тяжелые формы хронических заболеваний, которые несут угрозу для здоровья окружающих; а также сами работники бюджетной сферы, в числе которых немало людей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

- Как получилось, что теперь вы не вписываетесь в директиву минрегиона?
- Начну с первопричины. 27 ноября 2012 года Новокузнецкий городской Совет народных депутатов принял «решение об утверждении инвестиционной программы ЗАО «Водоканал» по развитию системы водоснабжения и водоотведения на 2012-2015 гг. города Новокузнецка» (далее: инвестпрограмма). Этот документ дал строителям города возможность получать от «Водоканала» техусловия на подключение нового жилья к системе водоснабжения и водоотведения. За подключение, разумеется, нужно платить. Это и есть инвестиции. Вопрос только, сколько? В этой связи местные депутаты, руководствуясь федеральным законодательством, определили, что в Новокузнецке стоимость подключения сетей водоснабжения и водоотведения в стоимости одного квадратного метра жилья должна быть не более пяти процентов от стоимости самого жилья. Против этого никто не возражал – закон есть закон. Но! Когда инвестпрограмма была принята, оказалось, что стоимость подключения вместо пяти зашкаливает далеко за 10 процентов. И эта разница значительно увеличила себестоимость квадратного метра. Элементарный расчет это подтверждает.

- Этот «элементарный расчет» может осилить среднестатистический житель Новокузнецка?
- Он по плечу даже школьнику. Поясню: сейчас квадратный метр нового жилья в НДСК стоит в районе 30 тысяч рублей. Я даже не беру цены минрегиона. Но если принять к расчету округленные 30000 рублей, то пять процентов от них составят 1500 рублей. Однако в самой инвестпрограмме стоимость расчетов в квадратном метре не представлена. Сказано лишь на словах, что расчеты сделаны в рамках этих пяти процентов. Но простейшая арифметическая проверка это опровергает. А именно: общее количество нового жилья, которое необходимо ввести согласно инвестпрограмме, составляет 1120000 квадратных метров. Теперь берем калькулятор и делим общую стоимость инвестпрограммы 2 миллиарда 400 миллионов рублей на 1120000 квадратных метров. И получаем удорожание жилья вместо заявленных 1500 рублей свыше двух тысяч. Этот маленький пример с большими деньгами показывает, что новокузнецкие депутаты приняли инвестпрограмму в нарушение собственного ограничения в пять процентов.

- Если говорить кратко, что собой представляет инвестпрограмма?
- Это внушительный список мероприятий по реконструкции водозаборных, водоочистных сооружений и сетей, которые необходимо выполнить за три года. Список составлял «Водоканал». Напротив каждого мероприятия указана цена вопроса. Финансовый фундамент программы — «добровольно-принудительные» инвестиции строителей, представляющие собой плату, вносимую «Водоканалу» за возможность подключения нового жилья к сетям водопровода и канализации. Других инвестиций в данном случае не предусмотрено.

- Завышенная стоимость на подключение нового жилья к сетям «Водоканала» — единственный минус инвестпрограммы?
- Разработчики не внесли в инвестпрограмму стоимость конкретных внутриквартальных и внеквартальных сетей, которые по закону об инвестпрограмме должны быть вложены. Это означает, что они также будут прокладываться за счет строителей и покупателей квартир. Что означает еще большее удорожание квадратного метра. К тому же отсутствует экспертиза сметной стоимости инвестпрограммы.

- Не хотелось бы никого обижать, но это напоминает коммунальный рэкет…
- По этой причине мы сегодня заканчиваем продавать то, что было построено по старой инвестпрограмме, и не заключаем договоры по новой.
Так как не определена новая цена на жилье в соответствии с требованиями Указа президента РФ «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильём и повышению качества жилищно-коммунальных услуг».

- Муниципалитет в этой ситуации что-то предпринимает?
- Пока нет. Возможно, выборы главы города 8 сентября что-то изменят. Дело в том, что «Водоканал» — это частная структура. Муниципалитет ему только утверждает тариф, не более того. А куда и как деньги «Водоканалу» перераспределять, с кем работать, заключать тендеры, осуществлять финансовые проверки

- Почему бы вам в таком случае не поменяться с «Водоканалом» ролями? В НДСК, по-моему, тоже есть собственная инвестпрограмма?
- В НДСК есть инвестпро-грамма по модернизации предприятия, тоже рассчитанная на три года. Правда, аппетиты у нас гораздо скромней — 600 миллионов рублей. Но почему бы в этой связи, и правда, Совету народных депутатов Новокузнецка не утвердить и нашу инвестпрограмму, заложив в нее стоимость квадратного метра, и за счет средств «Водоканала» не профинансировать ее? Ведь мы для людей не меньшее благо делаем: не единой водой, как говорится, жив человек.

- Ну, и…
- Ну, а закон нам говорит: вы частное лицо и, будьте добры, ищите инвестора. Однако «Водоканал», как мы видим, не утруждает себя этим. А народные избранники, странным образом, идут на поводу у частной структуры.
Больше того, нам предлагают финансировать инвестпрограмму, в которой вообще нет наших сетей, но в нее заложена реконструкция частной собственности «Водоканала» за счет строителей и покупателей квартир.

- Кстати, о депутатах. Областных. После единого дня голосования, 8 сентября, к работе приступит новый состав областного Совета. Вы можете к нему обратиться.
- Я бы настоятельно предложил депутатам областного Совета оценить создавшуюся ситуацию по тарифу на подключение в целом по Кемеровской области. В Новокузнецке этот тариф за последний год вырос в 10 раз! Яркий пример: в минувшем году за подключение детсада к сетям «Водоканала» в Новоильинском районе мы заплатили 270 тысяч рублей. Сегодня за аналогичный детский садик на 110-120 мест должны заплатить уже два с половиной миллиона рублей. Это решение подготовил «Водоканал», а утвердил его опять же Совет народных депутатов Новокузнецка.
И еще нюанс: строительными нормами и правилами максимальное водопотребление по России принято в объеме 280 литров холодной и горячей воды в сутки на человека. Но 10-м пунктом новокузнецкой инвестпрограммы этот показатель увеличен до 500 литров в сутки на человека!..

- А что, на «Водоканале» свет клином сошелся?
- Нам тоже такие мысли приходят — не подключаться к сетям «Водоканала». Мы вот сейчас размышляем: как же так, по кварталу №24 нам необходимо отдать за подключение к сетям «Водоканала» полмиллиарда рублей. Но на эти же полмиллиарда можно построить и скважины, забурить их с хорошим дебетом, и водоочистку поставить, обеспечив народ автономным водоснабжением, и уложиться при этом в 50-60 миллионов рублей. За городом в Новокузнецком районе есть же вода, она со скважин идет и практически питьевого качества. Прорабатываем мы такие варианты. Хотя кто сказал, что это государственный подход…

- Да, если бы строители строили здания так же, как депутаты утверждают программы…
- Складывается впечатление, что депутаты, мягко говоря, не совладали с обширным материалом инвестпрограммы и по обыкновению впали в формализм. Конечно, мы тоже не сидим сложа руки, работаем с судебными инстанциями. 27 августа, например, в Кемеровском областном арбитражном суде оспариваем тариф на подключение, который явно завышен по нескольким позициям.

- Не пробовали поставить себя на место «Водоканала», местных депутатов?
- В их случае я бы пошел другим путем. Во-первых, инвестпрограмму еще нужно дополнять и дополнять – я уже говорил об отсутствии внеквартальных и внутриквартальных сетей. Во-вторых, ее следует разделить на две части: та, что касается тарифа на подключение, и та, что касается реконструкции объектов «Водоканала». В последнем случае следует искать источники финансирования, начиная с федерального бюджета и заканчивая частными инвестициями. Ту ее часть, что направлена на реконструкцию объектов, возможно, следует рассчитать не на три года, а лет на 10-15. Помнится, вторую очередь канализации Новокузнецка строили 20 лет и построили. При нынешних же условиях выполнить инвестпрограмму просто нереально. Застройщики не могут строить жилье себе в убыток. А потому не будет отчислений из квадратного метра, а значит, не будут в Новокузнецке реконструированы и построены объекты и сети водоснабжения, водоотведения. Никто не спорит: не надо сбрасывать неочищенную воду в Томь, ведь от этого всем плохо. Но не надо брать на себя и непосильные обязательства, потому что они ведут в тупик.

Владимир ШЕЛКОВ

газета "Кузбасс"