- 04.06.2011 Дата добавления
- 5197 Просмотров
Первоначально жилье для Кузнецкого комбината начали возводить на площадке, находящейся за заводом, на так называемой Верхней Колонии. Казалось, что при небольшом заводе, который намечался вначале, достаточно небольшого поселка в 19 тыс. жителей. Вскоре эту ошибку поняли, и первоначальный проект планировки, составленный немецким архитектором Эрнстом Маем, уже учитывал организацию небольшого городка с населением 83-100 тыс. человек.
В основу планировки была положена прямоугольная сетка улиц, связанная с заводом двумя лучевыми магистралями. По существу, это был проект планировки жилого массива в 1,5 км от КМК, в котором не решался весь комплекс градостроительных вопросов.
В проекте предусматривалась строчная застройка жилыми трехэтажными домами, обращенными торцами к улице. Общественные сооружения, в том числе и школы, концентрировались в одной зоне вдоль так называемой «школьной улицы». Несмотря на аскетизм и примитивность композиционного построения, в проекте была сделана попытка ответить на новый социальный заказ и решить ряд вопросов по переустройству быта трудящихся путем комплексного размещения жилья, школ, детских учреждений, объектов обслуживания и отдыха. Этот район, расположенный в историческом центре Новокузнецка, сегодня переживает второе рождение. Улицы Энтузиастов, Хитарова, Школьная органично вписались в систему Большого Новокузнецка, напоминая о первых каменных постройках нашего города.
Начало строительства первой доменной печи, мартеновского, огнеупорного и прокатного цехов явилось огромным толчком к росту населения города.
Фактически, к 1 мая 1930 года на стройплощадке работало 14 тыс. человек, в июне уже стало 32 тыс., а в октябре – около 40 тыс. человек. Рост города не останавливался и в дальнейшем, вплоть до 1980 года. Статистические данные наглядно показывают нам небывалый рост населения: 1931 год – 52 тыс. человек, 1939 – 170 тыс, 1959 – 409 тыс, 1970 – 500 тыс, 1980 – 640 тыс. человек.
Можно сказать, что градостроительство в России практически не знает городов, условия строительства в которых были бы настолько сложными, как в Новокузнецке.
Проект Э.Мая в свое время широко обсуждался на заводе, в конце концов, им остались недовольны, но строительство первых домов все же продолжалось.
К новому проекту генерального плана приступили уже в 1932 году, предложенная схема города, концепция, по современной терминологии, была забракована, так как не отвечала реальным условиям застройки города.
К этому времени вновь созданный «Стандартпроект» в 1933-34 годах взялся за составление нового генерального плана, он был одобрен самим городом и Наркомхозом и утвержден Советом народных комиссаров РСФСР в 1936 году. Численность его определилась на основе известных тогда градообразующих кадров в 130 тыс. человек. Однако, при рассмотрении его в Наркомхозе, она была увеличена на 200 тыс. человек.
Если первый проект, по сути, решал локальную задачу расселить определенное количество людей, предусматривая при этом довольно скромный состав объектов соцкультбыта и торговли, то второй уже охватывал большое развитие с занятием земель вплоть до реки Томи, расширяя город в южном направлении.
Предусматривалась прямоугольная сетка улиц, наметился «скелет» Центральной части города с центром в районе теперешней Театральной площади, определилось место под парк культуры и отдыха. В основном предполагалось строительство многоэтажных домов с нормой площади 9 кв. м на одного человека. В застройку были включены также 2-3-этажные дома, определялись места под индивидуальное строительство.
Новый план учитывал зонирование территории, устанавливал зоны санитарной вредности.
Определилось основное ядро города – Сад-город. Наметились основные магистрали – проспект Металлургов, улица Кирова (Диагональное шоссе), улица Энтузиастов. Все большие и большие планы развития промышленности в Новокузнецке вскоре потребовали создать единую схему районной планировки Кузбасса, в которой определилась бы доля промышленного потенциала Новокузнецка.
К этому времени рядом с шахтами начали развиваться и застраиваться Абашевская, Лево-Фресковская, Байдаевская площадки. Началось размещение новых предприятий в Старокузнецком районе. Появились разговоры о строительстве второго КМК и ряда крупных производств.
Город, наконец, начал застраиваться по разработанному плану. К 1939 году фактическое население Сталинска (с 1932 года Новокузнецк стал именоваться Сталинском) достигло 170 тыс. человек.
В годы войны были срочно эвакуированы и построены новые заводы, которые обусловили возникновение новых районов, поэтому в годы войны рост населения не только не замедлился, но и значительно возрос.
Мысль о строительстве второго КМК не покидало правительство и во время войны 1941-45 гг. В эти годы разрабатывался проект временного поселка для строителей этого завода, по которому и было начато возведение нескольких бараков. Настоящее строительство Запсиба началось уже в 1956 году.
С 1936 года Сталинск благоустраивался и интенсивно застраивался. Появилась регулярная застройка, многоэтажные дома, общественные здания, школы и другие объекты. К 1941 году город уже стал по-настоящему красивым, у него появилось свое лицо.
Первым районом, где началось строительство, в 1947 году стали районы по Ворошиловскому шоссе (проспект Строителей) до реки Абы. Одновременно началось строительство в южную сторону на соединение с проспектом Металлургов. Практически одновременно с северной частью проспекта Металлургов в 1947 году начал застраиваться проспект 25 лет Октября, находящийся тогда в центре города. Авторы – архитекторы А.Н.Лоскутов и П.И.Отурин.
Планировочное решение, композиция, архитектура домов – все это решено в лучших классических традициях и образах, представляет единый архитектурный комплекс, отличительной чертой которого стал столичный масштаб жилых шестиэтажных домов. Вероятно, такое решение было навеяно лучшими образцами архитектуры Санкт-Петербурга (Ленинграда). Таким шедевром градостроения является улица Зодчего Росси.
Проспект этот начался от улицы Суворова и выходит на Школьную улицу, пересекая улицу Кирова. Посередине его построен большой сквер. Движение машин по нему запрещалось. Такая среда значительно обогащала город и создавала хорошие условия для проживающих, так как здесь же размещена школа, торговые помещения, кинозал и другие необходимые учреждения.
Архитектурный комплекс, отличительной чертой которого стал крупный масштаб зданий, подчеркнутость первых этажей, арочное ажурное завершение главных зданий, жизнерадостный цвет фасадов, притягивал к себе горожан.
Пешеходная улица, о которой мечтают зодчие всех поколений, нашла полную реализацию в Новокузнецке. Планка, по которой определялось качество архитектуры в городе, заметно повысилась.
Таких замечательных архитектурных уголков в городе немало, они в определенное время притягивали к себе людей, считая, что это и есть центр города. Так, впрочем и было. Долгое время молодежь гуляла вечерами вдоль этой замечательной улицы, заполняя ее музыкой, смехом, танцами.
Этапы созидания городов делятся на десятилетия, а порой и столетия. В Новокузнецке это происходило в течение 10-12 лет.
Вслед за строительством этого кусочка города к 1950 году был разработан не менее интересный проект детальной планировки первой очереди застройки Центрального района, он включил в себя и проспект 25 лет Октября.
К чести авторов под руководством архитектора Г.А.Градова из московского Гипрогора, планировка не только удачно вписала ранее построенные сооружения, но, что особенно важно, она задала масштаб всего Центрального района.
Планировка учитывала намечавшуюся трехлучевую систему магистралей проспекта Курако, Металлургов и Бардина как единый градостроительный комплекс.
Наконец-то определилось значение и место главной магистрали – 2,5-километрового проспекта Металлургов, на котором были запроектированы четыре площади и наиболее крупные общественные и жилые здания.
Проспект делился на три основные части: – от привокзальной площади до театральной, от театральной до предмостной и от реки Абы до площади Космонавтов, завершающей проспект. Ширина проспекта была принята 67 метров на первом отрезке и 52 метра на третьем, что давало лучший обзор всей магистрали от привокзальной площади.
Привокзальная площадь решалась круглой по форме с застройкой по периметру жилыми домами. В центре пересечения трех магистралей размещался вокзал, главным фасадом ориентированный на проспект Бардина.
Главная улица была насыщена магазинами и другими учреждениями. В градостроительный комплекс включался и уже существовавший кинотеатр «Коммунар», бывший «Звуковой». Он был реконструирован в 1956 году архитектором Л.И.Отуриным.
По этому проекту был разбит городской сад (сад металлургов был заложен ранее), построено здание гостиницы (архитектор И.Эпельбаум), дом связи, предполагалось строительство кинотеатра на 1100 мест.
Шла застройка одной из главных площадей города на пересечении проспекта Металлургов и улицы Кирова, на которой построен Дворец культуры металлургов, общежитие металлургов с 11-этажной башней.
Театральная площадь первоначально решалась замкнутой, в 1958 году, по предложению архитектора Л.И.Отурина и В.Н.Подольского, была расширена до улицы Спартака. Постройка театра на 1000 мест по проекту архитектора А.И.Зайцева окончательно закрепила новый центр города на 60-70 годы.
Другая, не менее замечательная, площадь – Маяковского – представляла наиболее сложный градостроительный узел. Сложность заключалась в том, чтобы не повторить уже полюбившуюся театральную площадь, решить ее более пространственно, с перспективой на пойму реки Абы, увязать пересекающую по диагонали реку Абу с объемно-пространственной системой всей площади.
Эта задача была с успехом решена авторами – архитекторами Л.И.Отуриным, Д.Ф.Горным, В.Н.Савченко. Основной композицией площади стал 280-квартирный 6-этажный жилой дом и кинотеатр «Октябрь» на 640 мест. По оси дома, напротив арки, предусматривалось место под монумент.
Позже был сооружен памятник В.В.Маяковскому (скульптор Б.Н.Пленкин). Площадь наконец получила свое завершение и стала еще одним замечательным архитектурным памятником Новокузнецка. Достойным продолжением проспекта Металлургов за рекой Абой стал отрезок до площади Космонавтов.
Застройка велась по проекту архитектора Н.А.Бровкина. Лучшие традиции Новокузнецка воплотились в этом цельном участке постройки нашего города. Удивительно органичные, почти одинаковые дома, слегка подчеркнутые Г-образные в плане, смягченные скромным, но необходимым узором архитектурных деталей, создают запоминающуюся картину ансамбля. В 1953 году Н.А.Бровкин был удостоен правительственной премии за свою работу.
Начался новый этап архитектуры нашего города. В 1955 году правительство окончательно решило перейти на индустриальные методы возведения зданий. Утвержденный в 1950 году генеральный план города с расчетной численностью 450 тыс. человек был рассчитан на 20 лет. Основная строительная площадка переносилась уже в пойменную затопляемую часть города, где намечалось расселить 210 тыс. жителей.
Сам генеральный план стал важным документом в определении путей развития и упорядочения застройки города. Новокузнецк получил четкую схему зонирования, принципиальное решение инженерного обеспечения города. К большому сожалению, он в большей части констатировал преобладание промышленных территорий и лишь в небольшой его части регулировал или сводил к компромиссу промышленную и жилую зоны.
Основные этапы развития города неизбежно возникали из импульсов экономических скачков страны того периода. Это обстоятельство, как в зеркале, отразилось на нашем городе.
В 1956 году началось строительство нового металлургического завода, не предусмотренного генпланом. Это решение сразу внесло существенные изменения в застройку города. Общая численность населения уже через 10 лет после появления генплана превысила запланированную.
Уже в 1963 году институт «Кузбассгражданпроект» (авторы – архитекторы Жеребятьев и Г.Н.Туманник) приступил к разработке нового генерального плана в расчете до 2000 года. К этому времени уже четко было намечено шесть районов для строительства: Центральный, Кузнецкий, Абашево-Байдаевский, Куйбышевский, Заводской, Ильинский. В резерве оставался перспективный южный район. Население нового города к 2000 году должно было составить, согласно экономическим прогнозам, 800 тыс. человек.
Соответственно территории, численности города, его значению в Южной промышленной агломерации начал проектироваться и застраиваться центр города. Основной – и единственной – площадкой под строительство центра оставалась заболоченная часть территории, к этому времени уже застроенная индивидуальным жильем.
Выход с вокзала на реку Томь был уже намечен ранее, по оси улицы Бардина. Городской центр, намечаемый на продолжении улицы Бардина, практически стал и геометрическим центром Центрального района города.
Развитая промышленная индустрия города требовала и мощного индустриального строительного потока, причем, круглый год. За короткое время строителями Новокузнецка были построены и освоены заводы сборных элементов строительства. Впервые появились дома из объемных блоков размером «на комнату» по улице Ушинского, затем первые крупноблочные и крупнопанельные конструкции. Появились однотипные не только изделия, но и дома. Наконец, апогеем всего стали 5-этажные жилые дома единой серии по всей России. Сегодня их называют «хрущевки».
Проектирование и строительство городов начало заменяться терминами «привязка» и «монтаж». Отдадим должное этому периоду: миллионы людей обрели кров, тепло и уют. Сложнее всего было архитекторам, они не могли перестроиться под индустриальный поток. Строительство города взяли на себя инженеры.
Индустриальное возведение зданий и сооружений в Новокузнецке достигло 98%. Практически все дома, школы, детсады, больницы строились из сборных однотипных панелей. Добиться выразительности в этих условиях было предельно сложно. Но кое-что все же удавалось сделать.
Кроме архитекторов, преданных до самопожертвования своим убеждениям, многие руководители города также хорошо понимали, что строительство все время совершенствуется, стремление к прекрасному давало повод прислушиваться к голосу разума.
Так удалось отстоять застройку части парка Гагарина жилыми домами, намечаемый там же Дворец спорта металлургов в конце концов обрел свое место на стадионе «Металлург».
Застройка проспекта Октябрьского и улицы Циолковского, а также прилегающих кварталов велась однотипными домами, однако и в этих условиях был заложен кинотеатр «Сибирь» на 1200 мест, узел связи.
В 1968 году был объявлен общегородской конкурс на памятник героям Великой Отечественной войны А.С.Красилову, И.С.Герасименко, Л.А.Черемнову, в январе 1942 года закрывших своими телами амбразуру вражеских дзотов. Позже решили поставить памятник всем новокузнечанам, не вернувшимся с войны. Для памятника было определено место у кинотеатра «Сибирь».
Чуть позже, уже во время строительства первой очереди (авторы – архитекторы Ю.М.Журавков, Ю.С.Медведков, скульпторы М.Б.Смирнов, Г.Б.Франгулян), появилась необходимость выполнить весь отрезок улицы от Октябрьского проспекта до цирка как единый мемориальный ансамбль. Назван он был Бульваром Героев. Работа авторов была отмечена серебряной медалью имени Г.Грекова.
Необходимо сказать, что сооружение памятника среди жилой застройки – дело необычное и плохо привязываемое к местности. Однако авторам удалось выполнить архитектурное произведение протяженностью 800 метров достаточно оптимистичным, жизнеутверждающим.
Памятники в городе – это особая тема. В Новокузнецке мало таких памятников. Однако, те, которые появились за последние 20 лет, восхищают своей монументальностью, убедительностью.
Скульптурная группа у венка славы, выполненная в меди – это законченное произведение, поражающее масштабом, богатой пластикой, точными пропорциями, удачно сочетающее архитектуру и пластику скульптурных форм.
Площадь общественных мероприятий бульвара с мемориальной 90-метровой стеной дополняют общий замысел мемориала. На граните отображена тема участия новокузнечан в победе над врагом. Заканчивается бульвар обелиском 30-летия Победы, выполненным из нержавеющей стали.
Зеленый партер Бульвара Героев мягко переходит в зелень цирка и Парк Победы, еще до конца не законченный.
Другой запоминающийся памятник, посвященный также теме войны, расположен на легендарной площади Побед.
Эта площадь знала многое. Отсюда провожали новобранцев – молодых металлургов – на войну. Здесь праздновали очередные успехи советской армии и, наконец, Победу. Памятник, достойный легендарного Кузнецкого металлургического комбината (архитектор Н.И.Миловидов, скульптор Д.И.Народицкий).
Органичное сочетание современных форм архитектуры и скульптурных медальонов крупной формы, динамичность композиции позволяют сказать, что такие монументы украшают город.
Дополняет композицию площади Побед монумент – танк Т-34. Включение натурального объекта в монументальную композицию – дело довольно сложное. Чаще всего он смотрится экспонатом. В данном случае этого не случилось. Постамент его решен в виде динамичной композиции, изображающей броневые листы, положенные один на другой. Известно, что КМК в годы войны широко выпускал броневой лист.
Период бО-70-х годов – сложнейшая часть нашей истории. К чести новокузнечан – руководителей, строителей, зодчих, – город сумел зарезервировать и оставить часть территории для лучшей застройки.
Вслед за сооружением театра по-настоящему серьезным градостроительным узлом 60-х годов была застройка площади у гостиницы «Новокузнецкая». Комплекс Сибирской Горно-металлургической Академии (СМИ) обогатил Центральный район, а разбитый вокруг этого комплекса зеленый сад стал продолжением Сада металлургов и парка имени Гагарина.
Масштаб здания Дома быта и гостиницы, Дом творческих союзов и будущее здание торгового центра создают необходимую законченность градостроительного узла.
Площадь эта ждет своего продолжения и завершения и, несомненно, станет достопримечательностью города. Она будет подхвачена продолжением улицы Свердлова на пересечении с проспектом Тольятти у бывшего здания ГК КПСС, где будет другая городская площадь. Пешеходная эстакада подхватит ее и уведет к берегу Томи.
На листах архитекторов проблема центра отрабатывается десятки лет, были варианты размещения центра на главной оси улицы Кирова и был отвернут от реки.
Жизнь вносит свои коррективы и вряд ли можно настаивать на центре как едином пространстве. Центр может и должен развиваться во времени, он также должен развиваться и в пространстве.
Живые импульсы – улицы Кирова в сопоставлении с проспектом Металлургов, также хороши Театральная площадь, здание Горно-металлургической академии, библиотека имени Гоголя, гостиница «Новокузнецкая», Дом быта.
Далее целый ансамбль застройки улицы Кирова (архитектор Ю.М.Журавков) с ритмом высотных домов, зданием «Кузбасспромбанка» и зданием администрации города (архитекторы Л.А.Шатохин, Д.Н.Сафин), необычным 2-этажными объемами «Кузнецкбизнесбанка» и ресторана «Терсь».
Завершением улицы станет ансамбль предмостной площади, в него войдут высотные жилые дома с объектами торговли и обслуживания.
Сохраняются при этом деревянные дома и общественные здания левого берега. Ансамбль застройки улицы Кирова был сдан к 50-летию Новокузнецка в 1981 году. Вместе с благоустройством самой проезжей части с подземными переходами, озеленением вступили в строй объекты обслуживания, торговли, школы, детсады, поликлиника. Горожане получили целый градостроительный комплекс, достойный крупного города. В 1982 году на смотре архитектурных достижений его авторам была присуждена премия Госгражданстроя.
Сегодня деловые учреждения, банки, торговые предприятия стараются разместить на улице Кирова. Горячие споры профессионалов, горожан, интеллигенции города вызвала застройка площади бывшего Луна-парка около здания администрации. Предложенный в 80-е годы проект застройки этой части города предусматривал огромный водоем у здания мэрии и озелененную часть проспекта Тольятти вплоть до будущей административной площади у здания ГК КПСС. Этот квартал отводился под объекты общегородского значения, торговые, офисные, конторские помещения. Однако, общественных объектов в таком количестве не набиралось, и было решено застроить его жилыми домами, поддержав тем самым фронт застройки микрорайона. Архитектурная композиция при этом полностью повторяла полузамкнутые пространства микрорайона. Изменился лишь цвет, да некоторые архитектурные детали.
Застройка этого участка, ограниченная улицами Кирова, Тольятти и Свердлова, стала естественным дополнением фронта застройки архитектурного ансамбля и органично вошла в общий образ.
Некоторое время площадка, предназначенная под центр, пустовала. Здание администрации еще строилось. В 80-х годах появилось желание построить театр юного зрителей в Новокузнецке, дом молодых металлургов, киноконцертный зал.
При этом попытка приспособить актовый зал административного здания по проспекту Пионерскому (улица Школьная) под здание филармонии не удавалась. Хотя был разработан проект, который по сути предусматривал полную разборку старого здания с расширением его до 1000 мест.
Новый проект центра был выполнен в институте «Кузбассгражданпроект» в 1980 году (архитектор М.Г.Парфенов). Позже архитекторы Ю.М.Журавков, М.Н.Клочков, Б.М.Маслов разработали проект площади В.И.Ленина. Монумент вождя по проекту размещался по оси партийного здания. Предполагалось, что площадь станет главной площадью города.
Перестройка, ворвавшаяся в нашу деятельность, вскоре стала переводить экономику на иные рельсы. Театр юного зрителя, который предполагался около здания администрации, дальше забитых свай не пошел. Вместо водоема появилась асфальтированная площадь, на которой расторопные приезжие люди из Чехословакии разбили шатры, поставили аттракционы и работали достаточно успешно пару лет. А асфальтированная площадка рядом с заброшенной частью городского центра так и называлась по-прежнему Луна-парком.
Сегодня территория около здания администрации благоустроена усилием нынешнего мэра С.Д.Мартина, в 1995 году был разбит парк Победы, а справа и слева от него началось строительство современных зданий Сбербанка и Промбанка, которые, несомненно, внесли свежесть в архитектуру центра.
По мнению проектировщиков и зодчих, улица Кирова еще долгое время будет оставаться главной. Однако, будущее все же за застройкой проспекта Тольятти. Новый градостроительный комплекс расположен на зеленом поясе шириной 130-150 м параллельно реке Томи. На нем разместятся многие лучшие и красивейшие здания нашего города.
Кроме деловых учреждений, банков там будет множество культурных учреждений – музеев, театров, школ искусств; небольших торговых зданий – ресторанов, кафе, развлекательных и увеселительных учреждений – в обильной зелени, с хорошим благоустройством.
Город должен иметь спокойный, зеленый, благоустроенный, притягательный центр. И таким его видят зодчие.
Журавков Ю.М. Как строился Новый Кузнецк: История районов города: архитектура и благоустройство
// Новокузнецк, 380.- Новокузнецк, 1998.- С.30-78