«Улицы — наши кисти. Площади — наши палитры»

  • 20.06.2011 Дата добавления
  • 3702 Просмотра

«Улица —моя, дома — мои»,
сказал Владимир Маяковский.

Наверно, каждому новокузнечанину не безразличен облик наших улиц, которые из
мрачно-серых, угрюмых, как бы просящих обратить на них внимание и превратить,
обновив фасады, в оживленные, горделивые и зовущие полюбоваться на них.

А зарождается процесс обновления изначально в архитектурных мастерских.
Так как же все это происходит? На вопросы ответил архитектор Митрофанов Анатолий Петрович.

— Какова взаимосвязь сочетания фасад — отделочные материалы?

— В распоряжении архитекторов и дизайнеров в настоящее время имеется большое количество современных отделочных материалов и технологий, которые позволяют не только проектировать и строить новые интересные объекты, но и проводить качественную реконструкцию фасадов и интерьеров, придавая привычному и несколько надоевшему облику здания новый выразительный фасад. В городе много зданий и сооружений
технического, коммунального назначения, которые изначально не претендовали на высокое качество архитектуры, а со временем пришли в неподобающее с точки зрения
эстетики и эксплуатации состояние.

Таким объектам с помощью современных фасадных систем можно придать и хороший вид, и одновременно утеплить стены, п р е д о т в р а т и в и х дальнейшее разрушение. Сегодня нужен материал, отвечающий не только требованиям прочности, долговечности, но и безупречный с точки зрения экологии и энергетических затрат.

Интересно то, что, хотя эпоха больших догматических направлений в архитектуре прошла и настала абсолютная свобода для формотворчества, большинство проектов и построек следует как бы в русле одной генеральной линии. И ответственность (в хорошем
смысле) за это в немалой степени лежит на разработчиках и производителях современных отделочных материалов.

Сама конструктивная и даже философская суть той или иной фасадной системы налагает отпечаток на сознание архитектора. На первых этапах освоения материала можно и нужно следовать по стопам разработчиков, чтобы в дальнейшем, вполне прочувствовав все конструктивные особенности системы, перейти в свободный поле творческой фантазии.


Да и вообще архитектурный объект не изобретается, а рождается от живого тела существующей архитектурной среды — праматери созданного пространства. А вновь изобретенная, придуманная вещь часто холодна, искусственна и мертва.

Надо обратить внимание подрядчиков и заказчиков, что сам по себе материал, какой бы он ни был качественный, модный и дорогой, не может дать должного эффекта без грамотного, профессионального проекта.

Отрадно то, что в последнее время на рынке появились фасадные технологии, позволяющие проектировать уникальные здания с любой геометрией фасадов. Наша отечественная творческая мысль изменчива, пластична, любит волю и не любит жестких структур. И, например, стиль Hi-Tech в русском пространстве приобретает неожиданную текучесть и желеообразность, не теряя своей конструктивной генетики и узнавания.

— Что значит цвет в архитектуре?

— Остановимся на проблеме цвета в архитектуре. Часто отторжение объекта в восприятии человеком уже случается на цветовом уровне. Можно привести хрестоматийный пример, когда обычный школьный глобус, произведенный в США, не нашел рынка сбыта в Европе из-за нетрадиционной окраски континентов и стран.

Но цвет не просто визуально отражается в сознании человека, а оказывает физиологическое воздействие на организм человека. В самом деле, цвет — это не что иное, как энергия. И разный цвет разная энергия, разная длина электромагнитных волн.

И как вполне реальные физические объекты эти электромагнитные волны реально действуют на организм, и действие их сопоставимо с химическими веществами, попадающими внутрь человека.


Цветовая энергия может даже использоваться в медицинских целях. Например, всем известно, что красный цвет возбуждает, а зеленый успокаивает, но мало кто знает, что красной энергией лечатся различные атрофии и длительные хронические заболевания, желтая энергия благотворно влияет на зрение и повышает интеллект, синяя энергия углубляет спокойствие, сон и действует как анальгетик. Фиолетовый, пурпурный действительно как царственный цвет гармонизирует все процессы в человеке и проясняет сознание.

Часто человек не может понять причину своей раздражительности, а она может заключаться в цветовом окружении. Современные отделочные материалы и краски, имея богатую палитру цветов, дают возможность грамотно организовать в цветовом отношении жизненное пространство на протяжении всех суток, образно говоря, создать режим цветовых энергий от пробуждения до сна и даже во время сна.

Колористическая стратегия нужна и на уровне городских ландшафтов.

При отделке фасадов важна ориентация объекта по сторонам света. При этом теневой фасад должен быть окрашен светлее для сохранения адекватности восприятия цвета. В центре города полихромия вполне уместна как реакция на серость спальных районов.

— Человек и среда обитания неразрывно связаны и должны быть, как единое целое. Какое влияние оказывают отделочные материалы на человека?

— Технический прогресс изготовления искусственных материалов позволяет придать им не только нужные прочность, форму, цвет, фактуру, но и даже запах, ощущение тепла, холода и т. ,п., то есть включать в работу все пять органов чувств. Человек, особенно в пожилом возрасте, тянется к менее агрессивной среде обитания жизни, работы и отдыха. Хочется, чтобы пространство вокруг успокаивало, защищало, грело, было приятным не только на цвет, но и на запах. Надо учитывать эти естественные потребности человека.

— Как осуществляется процесс связи отделочных материалов с проектируемыми объектами?

Если проследить работу с отделочными материалами, то можно отметить несколько этапов осознания и применения в проектах этих материалов и изделий.

В начале были в основном штукатурные смеси типа «Байрамикс» на фасадах и ламинированные панели «Оптима» в интерьерах вместе с привычным подвесным потолком «Армстронг». Позже стали появляться изделия из ПВХ.


Второй этап характеризуется более масштабным применением названных материалов и появлением фасадного сайдинга и новых кровельных материалов.

Кровельные материалы — металлочерепица, битумная черепица — находили и находят применение в основном в проектах коттеджей, мансардных надстроек на существующие здания и храмов, т. е. там, где черепичная идиома привычна и художественно выразительна.

В настоящее время вместе с названными материалами в отделке фасадов и при конструировании облегченных стен прочное лидирующее место заняли фасадные системы
типа «Краспан» и импортные аналоги.

Кроме СВФ «Краспан» в меньших масштабах применяются алюминиевые композитные панели, фасадные кассеты типа «ALUCOBOND» и т. п. Эти материалы закладываются в проекты интерьеров, оформления входных узлов и в рекламных композициях.

Именно применение композитных фасадных панелей придает архитектуре здания чарующую серебристую пластику.


Наряду с этими материалами применяются и привычные строительные материалы, такие, как дерево, но с современными химическими пропитками и лаками, повышающими его эксплуатационные и декоративные качества. В качестве примера можно привести проекты коттеджей из калиброванного бруса с соответствующей химической обработкой. При этом брус делается не только устойчивым к атмосферным влияниям, биоповреждению, становится менее пожароопасным, но и сохраняет свою природную красоту, текстуру и цвет.

Хочется подчеркнуть, что любой материал может раскрыться во всей полноте только в грамотном, профессиональном проекте и при качественном исполнении в натуре; необходимо иметь информацию о новинках в этой области не только из рекламы, но и в специализированных архитектурных салонах, где ее можно получить в более полном и осмысленном виде.

Как бы ни привлекателен и субъективно предпочтителен тот или иной материал в отдельности, его следует рассматривать с окружением и в контексте создания наиболее гуманной среды обитания человека.

Татьяна Кузнецова.